По страницам истории — из воспоминаний оперативных работников

Газета «Saqshy Qostanai» на этот раз публикует выдержки из дневника бывшего милиционера Владимира Серова

Владимира Серова проработал в правоохранительных органах Кустанайской области с 1921 по 1951 годы.

В воспоминаниях отводится несколько страниц для показательной истории начала 40-х годов прошлого столетия. Речь идет о священнослужителе церковного прихода Урицкого (ныне Сарыкольского) района. Человек встал на путь воровства. В своем дневнике милиционер не называет его имя, указывая только фамилию — Гринев.

В июне 1932 года этот поп решил отказаться от миссии богослужения, остриг волосы, сменил рясу на штатскую одежду, задумав провернуть одно прибыльное дело.

— В своем личном пользовании Гринев имел лошадь с ходком. На ней-то он и поехал в Кустанай под вымышленной фамилией и с поддельными документами. В областном потребсоюзе он сумел получить по фиктивным документам солидное количество промтоваров, якобы для Урицкого райпотребсоюза. Но никуда это, естественно, не доставил, привезя все добро себе домой, — пишет оперативник. — После чего Гринев договорился с членами церковного совета села Урицкий, чтобы сбыть похищенный товар частями на толкучем базаре, который, к слову, располагался прямо под боком райпотребсоюза. Но это не остановило бывшего священнослужителя. Церковный совет пошел навстречу Гриневу и быстро подобрал продавцов для реализации товара.

В Урицком на тот момент находились несколько административно высланных монашек, которые и оказались втянуты в аферу и отправлены на рынок. Именно они и попались первыми на глаза оперативникам. В один из июньских дней в отделение милиции прямиком с рынка были доставлены три монашки, торговавшие из-под полы детской обувью и отрезами тканей. При опросе задержанным был задан вопрос — откуда у них такой товар? Женщины в один голос ответили, что товар им присылают родственники посылками из Москвы.

— Казалось со стороны, что они и сами в это уверовали, — вспоминает Серов. — Тогда я им ответил, что в таком случае мы проверим достоверность их посылок через почту. Пожилая монашка тут же перекрестилась и начала взывать к сестрам, мол, зачем они должны страдать за чужое здоровье, надо говорить правду. Она же, покаявшись, и рассказала, что их снабжает товаром женщина — заместитель председателя церковного совета Зубкова. В ее-то квартиру мы и отправились с обыском, обнаружив на чердаке дома два ящика из-под чая, набитые до отказа товаром — отрезами мануфактуры, детской обувью, нитками и другими товарами.

При задержании Зубкова начала юлить и искать всяческое оправдание найденному на чердаке товару. Мол, ее семья живет зажиточно, в достатке, приобретая на собственные средства товар для своих нужд. Вот только на вопрос, зачем ей столько детской обуви, если в семье маленьких детей нет, а старшему сыну уже без малого 30 лет, Зубкова ответить не смогла.

— Начала что-то лепетать в свое оправдание, а после и вовсе замолчала. Только спустя какое-то время она призналась, что товар получила от попа Гринева, — пишет оперативник. — Где он точно живет, она не знала, обронив лишь, что возможно в поселке Пятихатка. После допроса Зубкова была задержана и водворена в камеру. О ее задержании узнал сын, который пришел в тот же день в милицию. Парень имел задержки в развитии, толком не разговаривал и отличался буйным нравом. Зайдя ко мне в кабинет, он засунул руку в карман пиджака и только хотел оттуда что-то извлечь, как за ним вошли двое наших сотрудников, которые тут же попытались его задержать. Но парень оказался настолько силен, что пришлось и мне вмешаться в эту потасовку. Втроем мы сумели повалить его на пол, скрутить. У него в кармане мы нашли увесистый камень с острыми углами. Коллеги сказали, что неспроста пошли за парнем в мой кабинет, так как знали, что Зубков слыл местным дурачком и мог что-нибудь вытворить. Так оно и оказалось. Пришлось и его поместить в камеру после такого «номера».

На второй день к Серову пришел житель п. Сорочинка и сообщил, что буквально два часа назад поп Гринев проезжал через их поселок на лошади, запряженной в ходок, где лежал сундук, обшитый дерюгой. Якобы он поехал по направлению в аул Кара-Оба, а оттуда, видимо, направится в Кустанай.

— Добавил, что сейчас попа узнать трудно: он остриг волосы, одет в штатскую одежду, на нем овчинный полушубок. Взяв в райисполкоме легковую машину, мы с еще одним оперуполномоченным отправились в погоню за Гриневым, — описывает дальнейшие события милиционер. — Не доезжая километров десять до п. Зуевка, мы увидели на обочине дороги обоз с несколькими подводами и пасущихся поодаль на поляне лошадей. Подъехав к обозу, сразу же заприметили на одном из ходков сундук, обшитый дерюгой. Начали расспрашивать у владельцев, куда следуют, кому принадлежит ходок с сундуком. Все указали на того самого Гринева. Мы предложили ему открыть сундук и показать содержимое. Как оказалось, он был под завязку наполнен отрезами мануфактуры. Гринев отпираться не стал, рассказав, что по подложным документам получил этот товар в Кустанае.

Для своих целей он успел на тот момент сколотить группу в составе шести человек, планируя и дальше вести такой вот образ жизни. В июле 1932 года все причастные к этой истории лица вместе с попом были осуждены, получив разные сроки лишения свободы. Похищенный товар был возвращен в облпотребсоюз. Был также заявлен гражданский иск по недостающему товару в сумме 4 тысячи рублей, который осужденным пришлось погашать в полном объеме до последней копейки. Для попа и его подельников эта история закончилась относительно благополучно, ведь уже буквально через месяц вышел указ о хищении социалистической собственности, наказание за которое каралось вплоть до вынесения смертного приговора.

 

 

Мадина Рамазанова

Вверх