Найти подход к человеку: рабочие сутки участкового

Скандалы, семейные неурядицы, жилищные проблемы, постоянный контроль за "нехорошими" домами и неблагонадежными гражданами, побои и угрозы жизни - это лишь малая часть работы, с которой сталкивается участковый уполномоченный полиции.

Именно участковые первыми прибывают на место происшествия, и они же первыми встают на защиту прав граждан. А еще можно сказать, что участковый полицейский — это самый публичный полицейский в структуре МВД. Не кто иной, как он больше всех проводит свое служебное время, общаясь с народом.

Итак, суббота, 21.00. Участковый пункт полиции N7,что находится по адресу Корчагина, 113. Здесь несут службу майор полиции, старший участковый инспектор Ерлан Абдульманов и участковый инспектор, капитан Арслан Ережеп.

— В первую очередь участковый контролирует тех, кто состоит на специальных учетах в полиции, — поясняет Ерлан.

И продолжает: это люди, которые, так сказать, находятся в зоне риска и под контролем полиции. Обычно это семейные дебоширы, любители спиртного и лица, которые недавно освободились из мест лишения свободы. Даже если они ведут себя примерно, не нарушают закон, мы часто посещаем эти проблемные адреса, чтобы удостовериться, что все в порядке. Так сказать, лучше предупредить нарушение, чем потом разбираться с его последствиями.

Такие визиты дают возможность узнать, все ли нормально у человека, как он адаптируется, может быть нужна какая-то помощь в устройстве в новой жизни. Зайдешь, поговоришь, узнаешь какие проблемы у человека, поможешь советом или каким-нибудь делом, и как-то легче становится. Приятно видеть, что человек встает на путь исправления, находит постоянную работу, заводит семью, живет честно, приносит пользу обществу.

Зайдешь к такому человеку домой, он с тобой как со старым другом поговорит, чаю предложит, искренне расскажет о последних событиях в жизни.

Другие продолжают нарушать закон, злоупотреблять спиртным. Но и тут как-то пытаешься помочь.

Разговариваешь, заставляешь найти работу. Но все зависит от самого человека, подобные мягкие меры не всегда помогают. И тогда мы переходим к более жестким убеждениям. Закон есть закон.

Первый адрес, полицейские стучат в дверь. Открывает худенькая женщина, пропускает нас в квартиру.

Ее зовут Наталья. Она недавно освободилась, отбывала срок за убийство.

В квартире она не одна. Войдя, мы не сразу заметили сидящего на табурете за входной дверью мужчину.
Из разговора с Натальей выясняется, что она встречается с мужчиной, который лечился от алкоголизма. Однажды свидание, чуть не закончилось поножовщиной.

Участковые советуют найти работу обоим, начать жить вместе и возможно в будущем оформить отношения официально.

На следующий адрес идти долго не пришлось. Очередные «подопечные» встретили участковых в соседнем подъезде.

В этой квартире проживают Кристина и Иван. Оба судимы. Иван за убийство, Кристина за нанесение особо тяжких повреждений… Ивану.

— Мы теперь душа в душу, даже голос друг на друга не повышаем, — заверяет полицейских Кристина.

Следующий адрес, на который мы пришли, кардинально отличается от двух предыдущих. Во-первых — запахом. В квартире пахло едой… Не дешевыми сигаретами и залежавшимися вещами, а именно вкусной, только что приготовленной едой. Да и сама квартира вполне прилично обставлена.

— Здесь проживает старушка и два ее сына. Когда не пьют, адекватные серьезные люди. Работают, достаток дома. Но стоит выпить, все. Начинают дебоширить, нарушать, донимают мать. Она несколько раз обращалась к нам и поэтому этот адрес у нас на заметке.

Как оказалось, пришли мы вовремя. В этот момент один из сыновей настойчиво выпрашивал у свой матери последние 2000 тенге. Кроме того он был в изрядном подпитии. Нужно заметить, что женщина 1939 года рождения, не встает с кровати и совершенно не видит.

Его мать, услышав знакомые голоса участковых, просит, чтобы его увели. Пьяному мужчине предлагают пройти с полицейскими. В ответ опять грубость. Полицейские профессионально берут дебошира под руки. Уже на улице нарушитель попытался несколько раз высвободиться из рук представителей власти, но полицейские посадили непутевого сына в автомобиль и мы отвезли его в медвытрезвитель.

В медвытрезвителе у задержанного оказалась средняя степень опьянения.

Полицейские составили защитное предписание, по которому задержанному надлежит не оказывать моральное и психологическое воздействие на мать. В обратном случае ему может грозить реальный срок.

— Самое тяжелое в работе — найти подход к человеку, — рассказывал мне Ерлан. Наша главная задача — протянуть руку помощи в беде, предупредить нарушение. Приходится быть и психологами и воспитателями и просто человеком, с которым можно поговорить.

Николай ЕЖЕЛЕВ

Вверх