18 из них те, кто освободился из мест лишения свободы, остальные получили наказания, не связанные с тюремным сроком. Они живут дома, ведут привычный образ жизни, но два раза в месяц должны отмечаться в службе пробации. А самое главное – соблюдать все условия пребывания на пробации.
– Не менять место жительства, не выезжать без разрешения сотрудников службы, не появляться в развлекательных заведениях в ночное время, – говорит начальник отдела службы пробации Костанайского района Арлан Аетов.
Нахождение на учете – это, своего рода, проверка человека на возможность жить и работать в обществе. Одним из таковых является Юрий, который живет в городе Тобыле. Он имеет пять судимостей, провел в тюрьмах около 25 лет. Но в апреле 2021 года вышел на свободу и решил, что к прошлой жизни больше не вернется.
– Когда выходишь из тюрьмы, у тебя есть только «сменка» – и все! – говорит Юрий. – Нет ни сбережений, ни пособий. На работу устроиться очень проблематично. Кто захочет себе в сотрудники бывшего заключенного? В такой сложной ситуации легче всего снова вернуться к кражам и наркотикам.
Слушая его и других людей, которые были за решеткой, члены фонда «Жанашыр бол» пришли к выводу, что пора на государственном уровне решать вопрос назначения единовременного пособия тем, кто освобождается.
– Это действительно проблема, когда у человека нет ни копейки в кармане. Хорошо, когда у него есть родные, есть куда возвращаться. А если никого нет, что делать? – задается вопросом Аетов.
Перед его глазами проходили десятки освободившихся, которые помыкались неделю, вторую и снова совершали кражи, грабежи, попадали в случайные компании, где после употребления спиртного причиняли вред здоровью.
Люди по разным причинам ошибаются, но очень важно, чтобы бывшие заключенные не становились рецидивистами. Поэтому основная задача государства – создать такие условия для заключенных, которые помогли бы им адаптироваться в обществе, найти работу и выбрать правильный жизненный путь без нарушения закона.
– Мы считаем, что эту проблему нужно решать на государственном уровне, назначать какое-то пособие на месяц, пока человек, вышедший на волю, адаптируется. На эти деньги он сможет купить зимнюю и сменную одежду, оплачивать жилье и транспорт, – говорит председатель фонда Сабина Распекова, которая подробно изучила проблемы тех, кто стоит на учете в службе пробации.
Другая актуальная проблема – наличие жилья. Куда идти человеку, если его нет.
– Тут выход один – создать в каждом районе Центр, где можно было бы поспать, помыться, – говорит координатор проекта «Профилактика правонарушений и преступности среди молодежи, адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы и состоящих на учете службы пробации» Фатима Мукашева.
Отметим, что заказчиком этого проекта является отдел внутренней политики акимата Костанайского района. Тобыл – один из первых, кто создал Дом пробации на базе «Комек Аланы». Здесь прием ведут специалисты Центра занятости и РАГС, психологи и инспектор – все они сидят в одном помещении. Пришел отчитаться в службу пробации и тут же обратился с вопросом.
Сергей Г. пришел отмечаться. Мужчина 25 лет работает на пилораме и получает зарплату около 150 тыс. тенге. Ему очень повезло, потому что только каждый третий из стоящих на учете может трудоустроиться.
– С пробации берут на работу без особого желания, а если берут, то разнорабочими, – пояснила специалист Центра занятости Аяжан Бекаева. – В месяц нам поступают 10-15 вакансий, не больше. И, как правило, с маленькой зарплатой.
Бывшие осужденные выбирают вакансии, где заработная плата составляет не менее 100 тыс. тенге в месяц, поэтому многие работают неофициально.
Кроме того, чтобы устроиться официально на работу, необходима медицинская справка. Она платная. В Костанайском районе эту проблему смогли решить. И для людей, состоящих на учете, медсправка делается бесплатно.
Также в Костанайском районе впервые два человека, состоящие на учете в службе пробации, отучились на курсах «Бастау бизнес» и получили безвозмездный грант на открытие своего дела. Один мужчина занимается гончарным делом и продает свои изделия. Другой отучился на мебельщика. Но, к сожалению, таковых единицы. И тут виновато не только государство, но и сами осужденные, которые за многие годы пребывания в местах лишения свободы вырабатывают чувство иждивенчества. По их мнению, им государство должно. А что они сами делают, чтобы что-то изменить в жизни?
Нынче в Костанайском районе 30 из стоящих на учете отправились в колонии. И это не может нас не пугать.
Екатерина БАЙНЯШЕВА