По подсчетам специалистов, супермаркеты страны ежемесячно потребляют до 40 миллионов так называемых «маечек». Однако бизнесмены предрекают Казахстану упаковочный коллапс. Переход на биоразлагаемое сырье потребует больших финансовых вливаний, и отдельные предприятия попросту разорятся.
Только одно предприятие Караганды ежемесячно производит до 4 миллионов полиэтиленовых пакетов. Сырьё закупают в России и Узбекистане. На год хватает 200 тонн, потому что часть отходов используют вторично. Биоразлагаемое растительное сырье обойдётся в разы дороже, говорят бизнесмены. По их словам, чтобы перейти на биоразлагающееся сырьё, нужно модернизировать всю производственную линию. Апгрейд обойдётся предприятию минимум в 40 миллионов тенге. Годовые запасы сырья также увеличатся на 20%.
По словам бизнесменов, переход на биоразлагаемую упаковку сразу скажется на цене. Даже если покупатели, как раньше, возьмут в руки авоськи, на стоимость продуктов повлияют фасовочные пакеты. Их тоже будут делать из растительного сырья.
«Потребитель это ощутит мгновенно. Как только закон вступит в силу, и как только нас обяжут работать на биоразлагаемых материалах, это очень серьёзно стукнет по кошельку каждого человека. Если сейчас, допустим, полиэтилен стоит, грубо говоря, 2 доллара за килограмм сырья, из которого мы делаем плёнки, то биоразлагаемый, настоящий из крахмала, – 8 евро за килограмм», — говорит директор предприятия по производству полиэтиленовых плёнок Ренат Минхаиров.
Экологи изучают международный опыт и в первую очередь предлагают начать с запрета бесплатных пакетов на кассах. Фиксированная цена, по мнению экспертов, отучит покупателей брать их в неограниченном количестве.
«В Германии с этого года запретили плотные пакеты. Оставили только тонкие пакеты, которые нечем заменить. Это пакеты для мусора. Мусорные пакеты очень тонкие, у них 10-15 микрон, Они считают, что они их смогут переработать на мусороперерабатывающих фабриках. Экологи, инженеры должны подсчитать с экономистами. Первый вариант: отказываемся от такой тары, заменяем такой. Сколько это стоит?» — директор по развитию ОО «Карагандинский экомузей» Дмитрий Калмыков.
Карагандинец Ринат Кагазгалиев уже подсчитал, как сделать бумажные пакеты бесплатными для потребителя. Полтора года назад он реализовал экологическую упаковку для хлеба. Однако первая партия в 10 тысяч бумажных пакетов стала последней. Спроса не было, и предприниматель свернул бизнес. Теперь надеется на второй шанс.
«Все затраты за счёт рекламы. Потребителю уже отдавали бесплатно. Реклама всё гасила, все расходы полностью. Просто надо найти предпринимателей, чтобы они вкладывали в это деньги. Если сейчас государство указ примет, чтобы убрать полиэтилены, бумага сама не повысится, просто больше откроют типографий», — отметил он.
Экологический вред полиэтиленовых пакетов давно доказан, и многие страны ввели запрет или ограничение на их производство. Проект, который объявит одноразовый пластик вне закона, Евразийский экономический союз представит мировому сообществу уже в марте.
По мнению карагандинских предпринимателей, если устранить «мусорную проблему», то и от полиэтилена отказываться не придётся. Главное – решить вопрос сортировки бытовых отходов. К слову, сегодня не соответствуют нормам более 150 мусорных полигонов области.
«Единственно правильное решение – это, наконец-то, начать правильную адекватную утилизацию всех полимеров. Когда полимеры привозят на полигон, их не фасуют, не сортируют, не убирают, хотя за это деньги люди получают. Ничего такого не происходит. Они просто берут и закапывают их в землю. Это бесконечные вторичные материалы. Их можно постоянно использовать. А то, что уже не перерабатывается, из этого можно сделать бензин», — поделился директор предприятия по производству полиэтиленовых плёнок Ренат Минхаиров.
В Карагандинской области более 10 производителей упаковки. Все они продумывают безболезненный переход на «новые рельсы». И если крупные компании осилят модернизацию производства, то мелкие просто исчезнут с рынка, считают эксперты.
Источник: kazpravda.kz