Лишившиеся дохода казахстанцы жалуются на необоснованные отказы в пособии 42 500 тенге

Кажется, 42 500 — это цифра 2020 года в Казахстане. До сих пор люди бьются за то, чтобы получить заветную сумму, получают отказы, пишут жалобы и пробуют снова и снова.

Корреспондент ИА «NewTimes.kz» изучила, кому и по каким причинам отказывают в получении пособия, несмотря на утерянный доход.

Редакция NT не раз писала о заветном для многих пособии 42 500 тенге, и каждый раз эти новости в социальных сетях сопровождают комментарии разъяренных казахстанцев, которые так и не смогли добиться выплат от государства. И многие из возмущающихся лишились работы, закрыли бизнес или ушли в отпуск без содержания.

Такими жалобами на отказ в поддержке от государства полны не только комментарии под новостями — пишут люди и министру труда и соцзащиты, призывая принять меры. Например, казахстанка по имени Айгуль — безработная, и во время режима ЧП она получила пособие. Однако в июле ей отказали.

«Хотела попросить о помощи. В июле 2019 года я потеряла работу. Во время ЧП за апрель и май мне выплатили 42 500 тенге. Я отправляла заявку на 42 500 за июль 2020 года и оплатила 20.07.2020 года ЕСП. Отправляю заявку на 42 500 тенге. Но все равно мне отказывают. Пишут, что причина отказа — отсутствие ЕСП. В данный период у меня нет работы, так как в стране карантин, и я не могу найти работу. Я мать двоих несовершеннолетних детей. Прошу посмотреть, в чем проблема», — пишет она министру труда.

ЕСП вообще в этом году стало камнем преткновения. И это одна из самых частых причин, приводящих к проблемам с назначением заветной выплаты. Другая казахстанка жалуется, что ее дочь, как и многие в стране, работала неофициально, без договора, но оплатила ЕСП. Тем не менее, лишившись работы в закрывшемся кафе, осталась без пособия.

«Как вы сами в тот раз писали, что у моей дочери нет ЕСП, из-за этого ей не оплатили в апреле 42 500 тенге. Хотя мы перечислили 13 апреля, но поступило, как выяснилось, 17 апреля. Моя дочка работала официанткой, в связи усилением карантина отправлена домой, потому что кафе закрыли, и в данный момент она сидит без работы, а учебу надо оплатить до сентября. Почему отказали в 42 500 тенге? Сама читала, что тем, кто оплатил ЕСП в первом полугодии, будет оплата. Работала, как понимаете, без договора, неофициально. Прошу вас в этот раз пересмотреть наше заявление. Я и в акимат писала, там все проверили, позвонили, сказали, вам положено, дайте заявку через еgov с ЭЦП-ключом. Но в данный момент для ЕСП там нет раздела — должно быть пять вариантов, а там только три варианта для подачи. Прошу проверить и дать адекватный ответ. Спасибо», — обращается к министру Нурдина.

В похожей ситуации оказалась и казахстанка по имени Наталья. С января этого года она платила ЕСП как самозанятая, а в апреле получила приятное смс-сообщение — ей назначили пособие в проактивном режиме. В ответ на сообщение женщина отправила счет, но деньги на него так и не поступили.

«6 апреля 2020 года мне пришло сообщение о том, что мне положена единовременная социальная выплата 42 500 тенге, где запрашивали мой IBAN счет, я отправила, но мне ничего не пришло. В июле и августе подавала заявку на выплату 42 500 тенге, но мне ничего не пришло, и я решила проверить статус через енбек.кз, где сайт мне выдал информацию о том, что указанного ИИН нет в системе. Прошу обратить внимание на мое обращение и решить эту проблему, других средств к существованию у меня нет. К обращению прилагаю чеки об оплате ЕСП», — просит министра женщина.

Еще один самозанятый казахстанец тоже в августе оказался без помощи от государства.

«За 1-й и 2-й этап я получил выплату, но на 3-м этапе мне отказали в выплате в связи с отсутствием ЕСП. В колл-центре 1411 и ГЦВП мне посоветовали обратиться в Минтруда. Я самозанятый, ЕСП оплачивал. Имею лицензию банкротного управляющего. Прошу разобраться в причине отказа в выплате», — пишет Ергазы министру.

Кому-то отказывают по причине отсутствия пенсионных отчислений, притом что они поступают каждый месяц.

«Мною была подана заявка на получение соцпомощи 42 500 тенге. Однако получен отказ по причине отсутствия ОПВ за последние 6 месяцев, тогда как пенсионные отчисления производятся на ежемесячной основе, что подтверждается квитанциями и иными документами. Прошу оказать содействие в решении вопроса о выплате», — пишет Айымкуль.

Другая распространенная категория «проблемных получателей» — это казахстанцы, за которых заявку подавал работодатель. Например, Айжан из Кызылорды — наемный работник в языковой школе. Ее начальница подала заявки на выплаты сотрудникам в середине июля — образовательный центр потерял клиентов из-за карантина и соответствующий доход.

«Но мне и моему работодателю пришел отказ по выплате в связи с тем, что наша организация вправе заниматься деятельностью, хотя ввели запрет на деятельность образовательных центров. В период ЧП я и мой работодатель автоматически получили по 42 500 тенге за апрель, май, но сейчас нам отказывают. Хотелось бы узнать, на каком основании нам отказали?» — вопрошает женщина.

Среди тех, кто лишился дохода и просит помощи в получении пособия, очень много сотрудников сферы торговли и услуг, особенно работников торговых центров.

«Прошу рассмотреть отказ моему работнику. Так как наш магазин закрыт на карантин — он более 500 квадратных метров. Отказ не обоснован», — просит казахстанец Сергей за своего сотрудника.

Отказ в выплате получила и жительница Темиртау Олеся. Она тоже работала в торговом доме, который сейчас закрыт. Теперь вдова сидит дома с ребенком и без денег.

«Прошу вас разобраться в моем деле по выплате 42 500, на данный момент нахожусь без средств к существованию, потеряла доход в связи с закрытием ТД. Звонила по вопросам 42 500 в 141, 91, в акимат города Темиртау, но безрезультатно, а также подавала трижды на заявку по выплате — приходил отказ. Скажите, пожалуйста, что мне сейчас делать? Куда обратиться и как кормить ребенка, я вдова, мне не на что жить! Надеюсь, вы откликнитесь на мое письмо и поможете разобраться в нелегкой ситуации!» — просит министра женщина.

Астанчанка устроилась на работу в ТРЦ Mega Silkway в конце мая 2020 года, но в начале июля торговые центры снова закрыли, и женщина лишилась дохода. Работодатель — директор компании, в чьем бутике она работает, отказался подавать заявку. Утверждает, что предпринимательскую деятельность не прекращал. Супруг женщины обратился к инспектору по труду, однако тот поговорил с работодателем и заявил, что он действительно вправе не подавать заявку на выплаты сотрудникам.

«Данный инспектор утверждает, что работодатель прав в этом случае, хотя не привел никаких объективных доказательств правоты, просто ссылаясь на правила выплат, при этом не называя ни эти правила, ни его пункты. При этом я приводил логические умозаключения и последовательности, основываясь на решениях правительства по поводу выплаты 42 500. А именно человек работал в бутике розничной торговли, который находится в ТРЦ, затем ввели карантин с 5 июля, при котором деятельность ТРЦ приостановлена, соответственно, все бутики закрыты и супруга лишилась дохода.

Но инспектор стоял на своем. А также мы обращались в департамент комитета труда. Там ответили, что этот вопрос не в их компетенции. Прошу вас разобраться в этой ситуации, не оставлять без внимания, провести беседу с работодателем и связаться со мной. В конце концов, вы же сами знаете, что ТРЦ и ТД закрыты и попали под запрет…

Зачем сеять бюрократию и усложнять жизнь? Стремление госструктуры любым способом отказать обращающейся стороне в реализации ее законных прав называется бюрократизмом. Следовательно, необоснованно отказывая в дальнейшей выплате положенных государством средств, госструктура нарушает законодательство РК и поручения президента РК», — написал министру труда супруг лишившейся работы астанчанки.

Это лишь малая часть писем министру об отказах в выплате. Более того, это лишь часть жалоб, присланных буквально за два дня. И тянется целая череда таких обращений, и как министерство будет разгребать этот завал — отдельная тема. Тем более что как минимум половина этих обращений до сих пор без ответа.

Вверх