В прошлом году запрет распространялся на весь живой скот
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил недовольство тем, что деньги, которые государство направляет на поддержку фермеров, не дают серьезного экономического эффекта.
По словам Токаева, из Казахстана массово вывозят живой скот, в том числе просубсидированный: экспорт крупного рогатого скота за неполный 2021 год составил 139 тыс. голов. Это в 18 раз больше по сравнению с 2017 годом (около 7,7 тыс. голов).
«Но радоваться нечему. Потому что импорт мяса за тот же период вырос на 45%. И в чем здесь смысл государственной политики? Вывозим скот, завозим мясо!» — возмутился Токаев.
Вместе с тем в Казахстане сейчас действует запрет на вывоз маточного поголовья крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота. То есть коров и коз, которые, кроме мяса, могут дополнительно давать приплод.
Вывоз какого скота запрещал Казахстан
Как сообщили в Национальной палате предпринимателей (НПП), в Казахстане в 2019 году резко вырос экспорт живого скота. Такие показатели связали с запуском программы по возрождению сел в Узбекистане: фермеры соседней страны могли получать дешевый кредит и закупать на эти деньги маточное поголовье из Казахстана. Например, в 2019 году из республики вывезли 156 тыс. голов крупного рогатого скота (из них маточного поголовья – 8,8 тыс. голов). Большая часть коров и бычков осела в Узбекистане (около 78%).
Казахстан на это отреагировал запретом: в октябре 2019 года правительство объявило вне закона вывоз живого маточного поголовья крупного и мелкого рогатого скота. Запрет предполагалось установить на ближайшие полгода.
Однако уже в январе 2020 года в документ внесли изменения и запрет ужесточили: стал незаконным вывоз крупного и мелкого рогатого скота всех полов и возрастов. Этот запрет действовал до октября 2020 года.
Как результат, в 2020 году из Казахстана вывезли 28,8 тыс. голов крупного рогатого скота (из них маточного поголовья – всего 852 головы). И вновь большая часть коров и бычков (79,7%) отправилась в Узбекистан.
В марте 2021 года в Казахстане опять запретили вывоз маточного поголовья крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота, который действует по сей день.
Зачем Казахстан запретил вывоз скота – позиция властей
В Минсельхозе считают, что массовый отток казахстанских буренок и бычков из страны приводил к спекуляции, и в результате мясо на местных полках дорожало. Также отток влиял на поголовье скота внутри страны.
«Маточное поголовье – это дополнительный приплод. Если маточное поголовье уходит за рубеж, то увеличение поголовья у нас может приостановиться. Кроме того, мы сами импортируем маточное поголовье, племенной скот из дальнего и ближнего зарубежья. Данный скот получает господдержку. Поэтому мы считаем, что полученный приплод должен оставаться в стране», — рассказал Sputnik Казахстан замдиректора департамента агропромышленного комплекса НПП Куандык Чункунов.
Кроме того, отток скота за рубеж приводил к тому, что мясоперерабатывающие заводы и откормочные площадки Казахстана оставались незагруженными. Например, в 2019 году их удалось загрузить менее чем наполовину. То есть экономика вместо продукции высокого передела (колбасы и консервов) получала лишь дешевое по стоимости сырье (мясо коров, коз и баранов).
Что говорят критики
Бывший министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, который в недавнем прошлом также возглавлял Мясной союз Казахстана, ранее неоднократно высказывался против запрета на экспорт живого скота из страны. По мнению экс-главы Минсельхоза, в конечном итоге от подобных запретов страдает фермер, который теряет рынок сбыта и получает обесценивание своего мяса.
«Он (фермер – Sputnik) сокращает поголовье, и у нас сырье еще больше дорожает. Переработка у нас не развивается из-за того, что мы чересчур либеральны в отношении импорта», — сказал Мамытбеков в интервью на канале «Бисетаев. Аграрный Казахстан».
В качестве примера он привел импортную колбасу, килограмм которой иногда продается на казахстанских прилавках дешевле одного килограмма мяса.
ЕЭК установила квоты на ввоз отдельных видов мяса в ЕАЭС в 2022 году
«Разве это было бы возможно, если бы там было мясо, если бы оно полностью состояло из мяса? Чтобы сделать килограмм колбасы, нужно потратить почти килограмм мяса и еще нужно очень много провести различных манипуляций, чтобы оно превратилось из мяса в колбасу. Соответственно, он должен стоить больше чем килограмм мяса – это аксиома. Однако появляются дешевые сосиски, колбасы с соевыми продуктами, заменителями, которые не дают развиваться нашей переработке», — продолжил Мамытбеков.
«Потом мы начинаем голову пеплом посыпать: «У нас не развивается переработка, давайте закроем экспорт». Фермер от этого страдает еще больше, потому что у него теряется сбыт, продукция обесценивается. Он сокращает поголовье, у нас сырье еще больше дорожает. Соответственно, наша реальная колбаса, которая сделана из мяса, становится еще дороже», — заключил бывший министр.
Как рассказал Sputnik Казахстан гендиректор группы компаний KazBeef Бейбит Ерубаев, властям следует создать условия для того, чтобы казахстанскому фермеру было выгоднее сдавать свой скот местным мясоперерабатывающим заводам, чем на экспорт в другие страны.
«Если смотреть со стороны государства, то, конечно, это плохо, что мы не развиваем внутреннюю переработку, а продаем сырье. Если смотреть с точки зрения бизнеса, то пусть лучше будет открытый рынок. Если не готов внутренний рынок покупать, то лучше пусть фермер продаст это сырье. А любые меры по госрегулированию, когда происходит закрытие, это нарушает основополагающие принципы рыночной экономики», — заключил Ерубаев.