Секрет ажурных блинов
Когда на улице припекает солнышко и поют птички, душа требует праздника. И вот она – Масленица. В нынешнем году ее отмечают с 28 февраля по 6 марта. Это хороший повод, чтобы полакомиться блинами и узнать кое-что интересное о традициях славянского праздника. Кто такая Масленица? Что на самом деле значит поговорка «первый блин комом»? Как гадать на суженого по блинам?
Масленицу, без преувеличения, можно назвать праздником живота. Всю неделю, отмечая ее, положено уплетать блины за обе щеки. Народная примета гласит: чем больше их удастся съесть, тем успешнее и богаче будет год. Блин у славян считался символом сытной жизни. Его нельзя было резать или рвать. Румяный кругляш полагалось брать руками, сворачивать его, макать в сметану и смачно откусывать. У вас уже потекли слюнки? Тогда самое время испечь блины по рецепту, которым с нами поделились председатель русского этнокультурного центра «Берегиня» из города Темиртау Светлана Гежа.
– Сначала я подогреваю молочко, чтобы оно был тепленькое, но не горячее, – рассказывает она. – Вбиваю в него несколько яиц, добавляю немножко соли и сахара. Правда, когда внуки в гости приходят, для них я делаю послаще. Потом вливаю растительное масло, чтобы во время жарки его не добавлять. Всыпаю муку, но не всю сразу, а постепенно. Знаете, у меня есть специальная кружка-сито. Вот с ее помощью я добавляю немного муки, потом мешаю тесто – и так несколько раз. Пока оно не приобретет консистенцию жидкой сметаны.
Светлана Гежа предпочитает, чтобы блинчики были тоненькие, как салфетка. А как этого добиться? Ведь большая вероятность того, что они прилипнут к сковороде и порвутся.
– Чтобы такого не случилось, я, когда начинаю печь блины, слегка смазываю сковороду сливочным маслом и хорошо ее накаляю, – делится руководитель этнокультурного центра «Берегиня». – А вообще, у меня есть маленький секрет, как сделать, чтобы к ней ничего не прилипало. После того, как вы что-то пожарили, не мойте сковороду – ни водой, ни «химией». Нужно просто взять бумажное полотенце, собрать ею остатки масла и хорошо протереть. На сковороде останется небольшой слой жира, который будет предохранять ее покрытие.
Высшим пилотажем считается, если на блинах во время выпекания образовываются дырочки. Чтобы они появились, одни хозяйки добавляют в тесто пищевую соду, другие – дрожжи. А Светлана Гежа не использует ни то, ни другое. Она считает, что для ажурности блинов нужно часто взбивать тесто черпаком, как бы «накачивая» его воздухом.
В давние времена у каждой хозяйки был собственный рецепт приготовления блинов, который держался в секрете. Славяне пекли их из гречневой, ржаной или пшеничной муки – и большие, и маленькие, похожие на оладьи. Соду в качестве разрыхлителя раньше не использовали, у наших предков ее не было. Пышность и воздушность блинам придавали с помощью маленькой хитрости: в тесто добавляли немного… снега. Сейчас не рекомендуется использовать этот рискованный лайфхак. Все-таки 300 лет назад снег был гораздо чище, чем сейчас.
– Знаете, вообще я люблю блины без ничего, – продолжает Светлана Гежа. – А если хочется с начинкой, то готовлю ее из фарша. Выкладываю его на сковороду и пережариваю с лучком. Начинка такая сочная получается! Невозможно удержаться и не попробовать.
Блин и баурсак – родственники
Славянскую Масленицу можно считать «сестрой» азиатского Наурыза. Поскольку в старину ее отмечали в марте – неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после него. После крещения Руси церковь много веков пыталась стереть этот языческий праздник из народной памяти. Но люди сопротивлялись и упорно продолжали радоваться приходу Масленицы. Для них она означала наступление нового года. Поэтому патриархам пришлось «узаконить» Масленицу. Правда, праздник сократили и перенесли на более ранний срок, отдав ему неделю перед Великим постом, за которым следует Пасха.
Праздничное угощение на Масленицу и на Наурыз – блин и баурсак – тоже можно назвать близкими родственниками. Ведь оба они круглые и румяные. Оба символизируют солнце, теплу которого радуются люди с приходом весны. В существовании связи между национальными блюдами не сомневается и руководитель центра развития культуры и традиций казахского народа «Жас Отау» города Сарани Нуржамал Кернебаева. Она любит печь блины не меньше, чем баурсаки.
– У меня интернациональная семья: мы – казахи, одна сноха – украинка, другая – татарка. Поэтому дома для детей и внуков я готовлю блюда разных народов, в том числе и блины, – делится Нуржамал Кернебаева. – Для теста использую теплую воду или молоко, добавляю яйца, соду, сахар, ложечку масла и муку. Все это взбиваю и – половником на сковородку. Никакого секрета у меня нет. Чтобы блины получились нетолстые, главное, наливать тесто по чуть-чуть и вовремя переворачивать, когда они подрумянились. Больше всего я люблю блины со сметаной.
Центр развития культуры и традиций казахского народа в Сарани соседствует с другими этнокультурными объединениями. Все они располагаются в местном ДК. Поэтому и казахский Наурыз, и татарский Сабантуй, и русскую Масленицу отмечают вместе.
– Обычно во время народных гуляний работники ДК выносят на улицу плиту, газовый баллон и пекут блины, угощая ими народ, – рассказывает руководитель казахского центра «Жас Отау». – Мы от имени казахского народа тоже поздравляем людей с Масленицей. Я выхожу на гулянье с баурсаками и конфетами для шашу. Совершая этот обряд, я желаю гостям изобилия и богатства в новом году.
Нуржамал Кернебаева говорит, что с кухней славянских народов познакомилась еще в детстве. Она хоть и родилась в казахской семье, но жила в многонациональном поселке. Соседи – русские, украинцы, белорусы и даже немцы – угощали ее и блинами, и пирогами, и куличами.
– Помню, в детстве очень любила куличи, – с улыбкой вспоминает наша героиня. – На Пасху надевала белый школьный фартук и ходила по соседям со словами: «Христос воскрес!» Меня угощали куличами, и я с удовольствием их ела. Не разделяю людей по национальности. Дома готовлю блюда разных народов, не зацикливаюсь только на казахских. Считаю, что мы и наши дети должны есть и бешбармак, и плов, и борщ, и кукси, «впитывая» традиции различных этносов. Мы же единый народ.
Кто такая Масленица?
У славян есть много пословиц и поговорок о масленице и блинах. Вот лишь некоторые из них: «Блинцы, блинчики, блины как колеса у весны», «Масленица без блинов, как именины без пирогов», «Не все коту Масленица, а будет и Великий пост». А самая известная – «Первый блин комом». Оказывается, она не про неумелых хозяек, а про медведей. Поговорка дошла до нас в искаженном виде. Раньше она звучала так: «Первый блин комАм». Комами называли косолапых. Люди считали своим долгом в первую очередь накормить медведей, пробуждающихся от зимней спячки. Их славяне почитали, называя хозяевами леса, поэтому оставляли им угощение.
– Масленица – это праздник весны, милосердия и добра, – говорит председатель Славянского этнокультурного центра «Русалица» города Абая Любовь Стрельцова. – А для меня это в первую очередь праздник сохранения традиций. Наш этнокультурный центр не закрывает свои двери ни перед кем. К нам приходят люди разных национальностей, мы всех встречаем с радостью. Такие праздники, как Масленица, дают возможность людям других этносов больше узнать о культуре и истории славянских народов.
В Абае широко празднуют Масленицу. В прошлом году массовые гуляния на улице из-за карантинных ограничений не проводили. Зато устраивали концерт, конкурсы и застолье в местном доме культуры – с чаем и квасом, блинами и пирогами, булочками и калачами.
В нынешнем году, по словам Любови Стрельцовой, славянскому центру разрешили отмечать Масленицу на воздухе. А значит, веселье будет куда масштабнее. Гостей ждут не только блины, а еще игры, танцы, театрализованное представление и в качестве кульминации – сожжение чучела зимы. Интересно, что означает эта традиция? Откуда вообще взялась эта Масленица?
По одной из версий, название праздника связано с тем, что славяне пытались «умаслить», то есть задобрить бога солнца – Ярилу – блинами, ведь они напоминают небесное светило. Угощаясь блинами, люди просили, чтобы он послал тепло на землю и дал им возможность вырастить хороший урожай. Недаром Ярило считается еще и богом плодородия.
Сохранилась в народе и легенда о красавице-Масленице. Считается, что она, круглолицая и румяная, родилась на Севере. Ее отцом был Мороз, а матерью – Метелица. Однажды в студеную пору человек заметил ее в лесу, прячущуюся за огромным сугробом, и попросил помочь людям: согреть их и развеселить. И Масленица согласилась. Она пришла к людям в облике пышной бабы с румяными щеками. Она заставила человека забыть о зиме – схватила его за руки и пустилась с ним плясать до обморока. С тех незапамятных времен Масленицей стали называть веселое прощание с зимой и встречу весны.
Зачем же ее надо сжигать? Это сейчас чучело Масленицы считается образом зимы, которую важно прогнать, чтобы скорее пришла весна. А раньше у славян оно символизировало жертву богу солнца и плодородия. Сжигая его, люди развеивали пепел по полям, веря в то, что он сотворит чудо и поможет земле дать хороший урожай.
Гадание по блинам
У каждого дня недели, в течение которой принято отмечать Масленицу, есть свое название и предназначение. К примеру, понедельник – это «Встреча». В этот день хозяйки замешивали тесто и пекли блины. А те, кто не был занят хозяйственными делами, строили снежные горки, ставили на улице качели и занимались изготовлением чучела зимы. Его делали из соломы и одевали в старое платье и платок, рисовали глаза, нос, рот и румяные щеки.
Масленичный вторник называется «Заигрыш». В этот день начинались народные гулянья – с песнями и хороводами, с катаниями на санях и играми, в которых мужчины мерились силой.
Среду в народе прозвали «Лакомкой». В середине недели зятьям полагалось ходить в гости к своим тещам на блины. Их нужно было привечать и развлекать, чтобы никто не остался в обиде. А зятья в свою очередь должны были поблагодарить хозяйку за гостеприимство, похвалить за хозяйственность и даже спеть для нее песню.
Четверг был самым сытным и веселым днем. Не зря его нарекли «Разгуляем». На этот день приходилось больше всего игр, забав и хороводов: катание по улицам, кулачные бои и медвежьи потехи. Четверг традиционно заканчивался большой пирушкой.
В пятницу тещи совершали ответный визит к своим зятьям. Только вот угощение они должны были организовать сами. Поэтому с вечера женщины отправляли в дом дочери и зятя все необходимое для выпечки блинов, пирогов и прочих вкусностей. Так масленичная пятница прозвана «Тещиными вечерками».
А вот суббота, нареченная «Золовкиными посиделками», стала самым любимым днем Масленицы у прекрасной части славянского народа. Днем замужние женщины встречали гостей – родственников мужа, а вечером, созвав свободных подруг, устраивали посиделки с гаданиями на суженого. Причем о его характере судили по блинам. Если откусишь с вареньем, то муж у тебя будет веселый и общительный, с икрой – зажиточный и щедрый, с творогом – экономный и домовитый, с маслом – ласковый и заботливый. Большое количество дырочек сулило невесте много детей. Если попался ровный и румяный блинчик, то жизнь будет спокойной и счастливой. А неровные края главного символа Масленицы намекали девушке на будущие неурядицы в личной жизни.
Воскресенье – это «Проводы» Масленицы. В последний день праздника люди провожали зиму, сжигая чучело, и просили друг у друга прощения, оставляя в прошлом зависть и затаенную обиду. Не исключено, что этой традиции не было у славян-язычников. Скорее всего, она появилась уже в те времена, когда церковь признала Масленицу.
– Для славянских народов приход Масленицы – это подготовка к Великому посту, когда нельзя есть продукты животного происхождения, – отмечает руководитель карагандинского областного товарищества украинского языка имени Шевченко «Рiдне слово» Ирина Салагина. – Особое значение имеет прощеное воскресенье. В этот день мы просим прощения у всех, кого могли невзначай обидеть если не делом, то словом. Ведь в Великий пост надо очистить душу и с радостью встретить Пасху.
Карагандинские украинцы тоже отмечают Масленицу. Только во время праздничных застолий они больше налегают не на блины, а на вареники с творогом. Но украинцы эту начинку называют сыром, а неделю перед Великим постом – сырной.
На площадке Палаты предпринимателей Костанайской области в ходе заседания Совета по защите прав предпринимателей и…
На площадке Палаты предпринимателей Костанайской области по инициативе прокуратуры области обсудили предложения по снижению финансового…
На заседании отраслевого совета по вопросам развития малого бизнеса и женского предпринимательства Палаты предпринимателей Костанайской…
В Палате предпринимателей Костанайской области разъяснили механизм освобождения физических лиц от представления деклараций об активах…
Палата предпринимателей Костанайской области информирует, что 4-5 декабря 2024 года в г. Астана (проспект Сары-арка,…
Дауренбекова Елена Александровна стала финалистом проекта «Одно село – один продукт». Она начинающий предприниматель, которая…
This website uses cookies.