Она присутствует во всём, что окружает современного человека. Но если вы думаете, что речь сейчас пойдет о царице наук, то вы ошибаетесь. Мы хотим рассказать о том, что её законы интуитивно понимали наши далёкие предки – кочевники, которые запечатлели эти и другие знания в… орнаментах. Как говорят исследователи, искусство казахского орнамента очень математично, оно основано на законах симметрии. Размышлениями на эту тему и в целом об истории орнаментов с нами делится автор книги «Қазақ оюлары», известный казахстанский художник — Ерлан Кожабаев, передает voxpopuli.kz
— Было время, когда казахи осознавали себя частью природы и не боролись с этой природой, тогда они понимали цикличность бытия и жили в полной гармонии с окружающим миром. Я говорю о существовании Тенгрианства в нашей истории. Но с приходом новой аврамической религии люди все забыли и потеряли связь с космосом, — так необычно начинает беседу Ерлан Кожабаев.
Как говорит художник, значение и символика орнаментов берут начало в тенгрианской философии.
— Толкования многих знаков, например, изображений солнца, двуглавой птицы Самрук, спирали, квадрата, круга, треугольника, восьмёрки как символа бесконечности, свастики, равностороннего креста – на самом деле имеют одно корневое происхождение. Все они родом из тенгрианства, — говорит Ерлан Кожабаев.
И если заглянуть в самую суть, то можно увидеть главные человеколюбивые принципы древнейшей тенгрианской философии – не навреди, не переступай, не убивай. Все эти тезисы, по словам Ерлана Кожабаева, легко «читаются» в орнаментальных композициях.
Изучению историко-семантических основ национальных орнаментов Ерлан Кожабаев посвятил 40 лет. Он проштудировал огромный исторический и художественно-практический материал, отрисовал великое множество орнаментальных структур. Неудивительно, что орнамент «заговорил» с исследователем.
— Каждый народ пытается разгадать зашифрованные послания предков в своём орнаменте. И хотя считается, что ключ к пониманию орнаментов безвозвратно утерян, казахам в этом смысле повезло. Уникальность казахских орнаментов в том, что они передавались из поколения в поколение без маломальских изменений и поэтому сохранились в первозданном виде, — говорит Ержан Кожабаев.
При этом отличить казахский орнамент не трудно. Наши предки — кочевники — сумели сохранить очень древние темы и мотивы, начиная с геометрических орнаментов, петроглифов бронзового века и сложных композиций древних саков, известных по раскопкам из курганов.
— Окружающий мир кочевники воспринимали через солнце, которое изображали в виде круга. Поэтому и шанырак в казахской юрте в виде солнца, символа Тенгри. При этом люди знали, что юрту надо ставить дверью на восток, чтобы лучи солнца проникали внутрь. И шанырак служил им компасом: лучи попадали на остов юрты, и по ним определялось время суток, — делится своими мыслями Ерлан Кожабаев.
Очень важная деталь, уходящая корнями в тенгрианскую философию, спиралевидные элементы в орнаменте. Как говорит автор книги «Қазақ оюлары», спираль, которая направлена по часовой стрелке, то есть по движению солнца, символизирует живой, реальный мир. А всё, что движется наоборот, связано с потусторонним миром, миром мёртвых.
— В композициях орнамента нет и никогда не было «лишних» линий, каждая из них является словом, понятием, информацией. Люди изобрели символы, чтобы обозначить проверенные сведения на основе скрупулёзных наблюдений, реальных событий. И самое страшное, не зная смысла той или иной детали орнамента, используя их в дизайне и моделировании одежды, мы наделяем человека энергетикой трагичной судьбы, — предупреждает исследователь.
В простоте орнаментальных рисунков таятся глубокие познания. Как говорит Ерлан Кожабаев, среди композиций можно встретить иллюстрации внутреннего устройства всех природных образований.
— Как известно, всё живое имеет центр, в котором концентрируется энергия. В клетке – это ядро, в яйце – зародыш, в человеческом организме – сердце. А орбиты движения планет Солнечной системы можно представить в виде эллипсов, в центре которых Солнце.
Долгие «разговоры» с орнаментами открыли Ерлану Кожабаеву удивительные смыслы. Один из них связан с таким поверьем как «обал».
— В казахской мифологии, истоки которой опять же в тенгрианстве, есть понятия — 7 слоёв неба, 7 слоёв земли и 7 слоёв тела. Одним из слоёв тела является сознательно-энергетическое, которое может мстить за нарушение личных границ, за смертельный исход, за моральное унижение вплоть до седьмого колена. И вот такое энергетическое тело казахи называют «обал», -объясняет исследователь.
— Человек за всё заплатит. Это всё тот же закон цикличности в тенгрианстве. Разве был счастлив бывший бандит? Разве не отразилось на потомках воровство высокопоставленного лица? Разве не закончил свою жизнь печально мастер пыток? Всех настигал обал. Пока человек не поймёт, что за совершенное им зло, будут отвечать его дети или внуки, мы будем жить как в аду на земле. И такие значения есть в наших орнаментах, представляете?! – рассказывает художник.
По словам автора книги «Қазақ оюлары», орнаменты – не что иное как пиктограммы, которые сообщают, направляют, предупреждают.
— Вот вы едете по дороге, видите дорожные знаки. Вы же в любой стране мира эти знаки понимаете? Так и с орнаментами. Пиктограммы нам указывают и напоминают о закономерностях природы, о священности семейных уз, о почтении к родителям…
Кстати, о математичности орнаментов. Кроме того, что орнаментальные структуры расположены всегда симметрично, что означает стремление к гармонии и красоте, все элементы в арабесках распределяются по принципу числовых величин. Композиция может быть трёхзначной, четырёхзначной, пятизначной и так далее. Всё это основано на магии чисел, где каждое число носило информацию об определённых законах строения мира.
В своём многолетнем исследовании Ерлан Кожабаев пришел к выводу, что многие орнаментальные структуры являются графическими выражениями законов математики и физики. К примеру, самый характерный узор казахского орнамента — «Кошкармуйиз». В нём содержится «закон триединства» или «закон движения». В физике этот закон известен как третий закон Ньютона.
— Он действует во всех сферах жизни и роста и начинается с того, что всякое действие рождает противодействие. Совсем не случайно, что именно этот элемент так часто встречается в казахском орнаменте, ведь движение – это самая главная особенность кочевой жизни, — рассуждает Ерлан Кожабаев.
Как говорит исследователь орнаментального искусства, в истории появления казахских орнаментов никаких тайн уже нет, и мало кто оспорит их тенгрианское происхождение. Всё неизвестное, загадочное, что скрывают орнаменты, только предстоит выяснить.
— Сегодня много живописцев, мастеров, дизайнеров, модельеров обращаются к теме народного творчества, в том числе к искусству орнаментов. И это совершенно правильно. В искусстве всегда должен происходить синтез стилей и направлений, поэтому возрождение древних традиций действительно актуально, — делится мнением известный художник.
Но для самого исследователя важнее, чтобы орнаменты перестали скупиться на новые знания и ценную информацию. И если существует связь с космосом, в которую верит Ерлан Кожабаев, то ему непременно должна поступить подсказка о том, где его пытливый ум ждут новые открытия.
На площадке Палаты предпринимателей Костанайской области в ходе заседания Совета по защите прав предпринимателей и…
На площадке Палаты предпринимателей Костанайской области по инициативе прокуратуры области обсудили предложения по снижению финансового…
На заседании отраслевого совета по вопросам развития малого бизнеса и женского предпринимательства Палаты предпринимателей Костанайской…
В Палате предпринимателей Костанайской области разъяснили механизм освобождения физических лиц от представления деклараций об активах…
Палата предпринимателей Костанайской области информирует, что 4-5 декабря 2024 года в г. Астана (проспект Сары-арка,…
Дауренбекова Елена Александровна стала финалистом проекта «Одно село – один продукт». Она начинающий предприниматель, которая…
This website uses cookies.